1. Вы уже знаете, что сказки бывают народные и литературные, то есть пересказанные или придуманные писателями.
Подумайте, чем объясняется схожесть сюжетов народных сказок и сказок, созданных писателями разных стран. Обоснуйте своё мнение, используйте выражения:
• писатели использовали сюжеты народных сказок;
• писатели, владеющие литературным языком, обрабатывали тексты, которые записывали со слов неграмотных людей;
• в основе всех сказок лежат ценности, которые присущи всем народам.
Ответ:
Схожесть сюжетов народных сказок и литературных объясняется тем, что писатели использовали сюжеты народных сказок, а также обрабатывали тексты, записанные со слов неграмотных людей. Кроме того, в основе всех сказок лежат ценности, которые присущи всем народам.
2. Сравните героев литературной и народной сказок.
Герой народной сказки:
• всегда уходит из дома, чтобы совершить подвиг, пройти испытания;
• преодолевает все трудности на своём пути;
• в пути ему помогают волшебные предметы и помощники;
• всегда возвращается изменившимся.
Можно ли то же самое сказать про героя литературной сказки? Приведите примеры.
Ответ:
ерой литературной сказки не всегда уходит из дома, чтобы совершить подвиг или пройти испытания, и часто не возвращается изменившимся. Например, в сказке "Снежная королева" Г. Х. Андерсена герой Кая попадает под влияние ледяного зеркала и забывает свою подругу, но затем возвращается к ней неизменным, потому что ее любовь помогла ему преодолеть зло.
3. Составьте в тетради таблицу «Сходство и различия народных и литературных сказок».
Ответ:
Сюжет
Народные сказки
Имеют однотипные сюжеты и мотивы, присущие разным народам
Литературные сказки
Основываются на сюжетах народных сказок, но имеют свои особенности
Герои
Народные сказки
Простые, часто анонимные герои, которые совершают подвиги
Литературные сказки
Иногда более сложные и характерные герои, которые проходят через эволюцию
Язык
Народные сказки
Часто используется диалект, свойственный конкретному народу
Литературные сказки
Официальный язык, свойственный конкретной культуре
Задачи
Народные сказки
Часто передают моральные уроки и ценности
Литературные сказки
Часто передают моральные уроки и ценности, но также могут просто рассказывать интересные истории
Авторство
Народные сказки
Авторство неизвестно, эти сказки были передаваемы устно
Литературные сказки
Написаны конкретным автором или группой авторов
4. Вспомните и назовите фамилии тех, кто переводил сказки зарубежных писателей.
Ответ:
Некоторые известные переводчики зарубежных сказок включают Чарльз Перро, братьев Гримм, Ганс Христиан Андерсен и Сергей Аксаков.
5. Какие виды сказок (волшебные, бытовые, сказки о животных) легли в основу сказок братьев Гримм, Ш. Перро, Г. Х. Андерсена, С. Т. Аксакова? Обоснуйте своё мнение.
Ответ:
В сказках братьев Гримм в основном представлены бытовые и волшебные сюжеты. У Ш. Перро в основном волшебные сказки. В сказках Г. Х. Андерсена есть как волшебные, так и бытовые сюжеты, а также сказки о животных. В сказках С. Т. Аксакова преобладают бытовые и народные сюжеты.
6. Подумайте и обсудите с другом, есть ли в прочитанных сказках, кроме волшебных событий, глубокий поучительный смысл, который объединяет их с притчами, народными сказками.
Ответ:
В сказках, помимо волшебных событий, есть глубокий поучительный смысл, который объединяет их с притчами и народными сказками. Эти смыслы могут быть связаны с нравственными и этическими принципами, мудростью и жизненным опытом.
7. Попробуйте на основе сюжета сказки Г. Х. Андерсена «Пятеро из одного стручка» построить научно-познавательный рассказ.
Ответ:
Сказка Г. Х. Андерсена "Пятеро из одного стручка" может быть использована для рассказа о разных видовых признаках растений, процессе их развития, как семена превращаются в полноценные растения, а также об экологической взаимосвязи между растениями и животными.
8. Сравните цели авторов художественных произведений и научно-познавательных рассказов.
Ответ:
Цели авторов художественных произведений и научно-познавательных рассказов различны. Цель художественного произведения - создать эмоциональное впечатление, вызвать чувства и эмоции у читателя, передать идеи и нравственные уроки через художественный язык. Цель научно-познавательного рассказа - передать информацию о конкретном научном факте или явлении, раскрыть принципы работы тех или иных явлений при помощи научных данных.
9. Каких русских писателей-сказочников вы знаете?
Выпишите названия их произведений в тетрадь. Составьте список произведений, которые вам хотелось бы прочитать.
Аня составила такой список. Изучите его. Можно ли что-то добавить?
• В. А. Жуковский. «Сказка о царе Берендее, о сыне его Иване-царевиче, о хитростях Кощея Бессмертного и премудрости Марии-царевны, Кощеевой дочери». «Спящая царевна». «Сказка об Иване-царевиче и Сером Волке». «Кот в сапогах» (пер. с фр. сказки Ш. Перро).
• П. П. Ершов. «Конёк-Горбунок».
• А. Погорельский. «Чёрная курица, или Подземные жители».
• В. Ф. Одоевский. «Мороз Иванович». «Игоша». «Городок в табакерке». «Сказки и рассказы дедушки Иринея».
• А. Н. Толстой. «Золотой ключик, или Приключения Буратино».
• Д. Н. Мамин-Сибиряк. Сборник «Алёнушкины сказки».
• Ю. К. Олеша. «Три толстяка».
• А. М. Волков. «Волшебник Изумрудного города». «Семь подземных королей».
Ответ:
Некоторые известные русские писатели-сказочники и их произведения: В. А. Жуковский - "Сказка о царе Берендее", "Спящая царевна", "Сказка об Иване-царевиче и Сером Волке", "Кот в сапогах"; П. П. Ершов - "Конёк-Горбунок"; В. Ф. Одоевский - "Мороз Иванович", "Игоша", "Городок в табакерке", "Сказки и рассказы дедушки Иринея"; А. Н. Толстой - "Золотой ключик, или Приключения Буратино".
10. К каким сказкам сделаны иллюстрации? Кто написал эти сказки?
11. Соберите материал для выставки «Сказки русских писателей» и «Сказки писателей разных стран». Для того чтобы выполнить эту задачу, надо:
• распределиться на группы;
• определить, кто чем будет заниматься (составлять список книг, искать книги в библиотеке и дома, рассказывать о писателях-сказочниках, о стране, в которой они жили, составлять краткие аннотации, представлять иллюстрации).
12. Найдите и прочитайте биографию Г. Х. Андерсена. Какие особенности его жизни отразились в сказке «Гадкий утёнок»?
Ответ:
Ганс Кристиан Андерсен (Hans Christian Andersen) (1805-1875) - датский писатель и поэт, автор более 150 сказок, в том числе таких классических произведений, как "Снежная королева", "Маленькая русалочка", "Дюймовочка" и "Гадкий утёнок". Он родился в бедной семье в Оденсе, Дания, и начал работать в возрасте 14 лет, но вскоре стал известен как талантливый писатель и получил поддержку от правительства Дании и королевы Каролины Амалии.
Жизнь Андерсена была полна трудностей, одиночества и неудач в любви, что нашло отражение в его сказках. Сказка "Гадкий утёнок" является автобиографическим произведением, в котором Андерсен описал свою собственную жизнь и трудности, которые он переживал в детстве и юности. Как и главный герой сказки, он был неуклюжим и необычным ребенком, который не мог найти свое место в жизни и страдал от неодобрения окружающих. Наконец, он обрел свое место в мире, став известным писателем и поэтом.
Какие его сказки вы представите на выставке? Расскажите о них, покажите иллюстрации.
Ответ:
На выставке сказок Г. Х. Андерсена можно представить такие произведения, как "Снежная королева", "Маленькая русалочка" и "Дюймовочка". "Снежная королева" - это история о двух детях, которые отправляются на поиски похищенной злой королевой, чтобы спасти своего друга Кая. "Маленькая русалочка" - это история о молодой русалке, которая желает стать человеком и ради любви к принцу готова отдать свою жизнь. "Дюймовочка" - это история о маленькой девочке, которая родилась из цветка и прожила множество приключений, прежде чем наконец обрести счастье.
Составьте краткую аннотацию к сборнику сказок Г. Х. Андерсена.